Всем привет!
Надеюсь, вы успели отдохнуть, и мы сможем отправиться на короткую экскурсию по городу.
И начнем мы наше путешествие именно с района бань (Абанотубани) - места, где и началась история города.
Наверняка многие из вас слышали легенду о царе Вахтанге I Горгасале, охотившемуся в лесах, а его сокол ранил фазана. Птица упала в горячий источник и сварилась. Удивленный таким событием, царь велел построить на этом месте город. Название Тбилиси (Тифлис) происходит от грузинского «тбили», означающего «тёплый», по причине тёплых серных источников на его территории. Было это в V веке. Памятник царю Вахтангу I горгасалу

Эта гордая птица-сокол и стала символом нашего города.

Среди всего комплекса выделяется так называемая Пестрая баня, она же Орбелиановская, она же Голубая.
Это высокая, стоящая отдельно баня, украшенная стрельчатым фасадом и боковыми минаретами, отделанная пестрыми изразцами

На ней установлена памятная доска с цитатой, говоря современным языком, популярного блоггера своего времени о нераскрученном еще курорте:

А теперь пройдем по мостику у бани. Здесь по правому берегу речушки начинается каньон, длинной примерно 200м. Отсюда виден каменный мостик, который уже загадили свадебными замками, винтовая лестница от мостика вверх на скалу.

А в самом конце каньона вам откроется водопад.

Зимой тут конечно прохладненько, но летом - самый рай.
Тбилиси древний город, возрастом в поторы тысячи лет. Но, с другой стороны, от его древности сохранилось очень мало. Город неоднократно был сожжен захватчиками практически полностью.
Только в 50-е годы XIX века при наместнике Воронцове начал застраиваться по понятиям европейского градостроительства.
Окрепшая буржуазия того времени, крупные промышленники и предприниматели, строили многоэтажные особняки для себя и для своих близких, приглашая именитых мастеров из Европы, Москвы и Санкт-Петербурга. Были среди зодчих, создавших прекрасные образцы тифлисского модерна, и мастера местного происхождения, получившие образование за рубежом.
Образцы правобережного модерна отличает больший масштаб зданий, богатое убранство, использование самых дорогих отделочных материалов, а левобережный модерн отличает камерность архитектуры, но при этом большее разнообразие внутристилевых направлений, больший творческий поиск и творческая свобода.
Пройдемся по правому берегу.
Каждое здание здесь уникально и хранит печальную историю своих хозяев.
Но не буду вас утомлять и расскажу только о нескольких.
Здание театра им. Шота Руставели.

Построен на средства предпринимателя и большого поклонника театрального искусства Исаи Питоева, который был женат на актрисе Ольге Маркс.
Питоев покупает у городских властей участок земли и привлекает к проекту знаменитых в то время архитекторов Корнелия Татищева и Александра Шимкевича. Буквально за три года строительство блистательного архитектурного творения в стиле позднего барокко завершилось. Артистическое общество справило новоселье уже в 1901 году. На строительство театра, на сцене которого впоследствии играли армянская, грузинская и русская театральные труппы, Питоевым было потрачено полтора миллиона рублей.
У Исая Питоева было еще много грандиозных планов, связанных с театром. Но им не суждено было сбыться. Исай Питоев ушел из жизни в 1904 году. Потом к власти пришли большевики, и театральная семья Питовых покинула Тифлис, эмигрировав в Европу. В 1921 году театру присвоили звание Государственного театра драмы имени Шота Руставели.
Театр Оперы и балета

Это здание по проекту архитектора Шретера было открыто в 1896 году на месте сгоревшего здания работы архитектора Джованни Скудиери. Именно на этой сцене состоялся дебт восходящей оперной звезды Федора Шаляпина. Как говорил сам Шаляпин, рождён он был дважды: для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе.
Но есть в нашем городе другое здание, принадлежавшее купцу Николаю Калантарову, и построенное по проекту архитектора Лазаря Саркисяна. Со строительством особняка связана одна из городских сололакских легенд. Якобы, богатый купец Калантаров, который, говорят, владел Чугунным заводом, влюбился в оперную певицу. Та в ответ на его ухаживания заявила: "Построишь дом, как оперный театр - выйду за тебя замуж". Как видите, купец слово сдержал, и певица, говорят, сдержала. И было у Калантаровых шесть детей, в честь каждого ребенка Михаил сажал во внутреннем дворе кипарис. Два кипариса во дворе и сейчас растут. Но, к большому сожалению, оперная певица - выдумка. Калантаров был женат на даме своего сословия.
Дом Калантарова

Новый оперный театр тоже не миновала участь погорельца. Говорят, что при его восстановлении и пригодился дом Калантарова - восстанавливали по его орнаментам.
Еще одна романтическая история связана с этим домом:
Дом князя Васила Габашвили

Дочь землевладельца князя Васила Габашвили Дарья выходит замуж за простолюдина Николая Кипшидзе.
Николай Кипшидзе был человеком достойным, но бедным и безродным. Не сложно представить, что родители Даро были не в восторге от ее выбора. Но молодые люди браком все равно сочетались, несмотря на явное недовольство княжеской семьи. Хотя не скажи своего веского слова бабушка, их история любви могла завершиться и не хэппи эндом. Фраза ее оказалась такой резонансной, что благодарные потомки до сих пор передают ее из уст в уста. А сказала она следующее: "Да, Николай крестьянин, который нам понадобится". И надо сказать, бабушка, как в воду глядела. Молодые поженились и стали жить в доме с кружевным балконом, который построили по проекту известного архитектора Корнелия Татищева. Дом достался Даро Габашвили в качестве приданого. И жили они счастливо, пока не пришли большевики.
Они конфисковали дома, но переселили хозяев в дом с голубыми кружевами, подселив еще и жильцов. Тут-то на помощь и пришло пролетарское происхождение Николая. Благодаря ему семье удалось избежать репрессий.
А Николай сделал прекрасну карьеру - стал врачом и не просто врачом, а личным врачом вождя народа и его матери. Потомки Дарьи и Николая сумели выкупить у жильцов их жилплощади и теперь дом в их полной собственности.
Добавим немного современности.
Музей грузинского современного искусства на проспекте Руставели.
Новое трехэтажное здание музея представляет собой 31 выставочный зал общей площадью 7 тысяч квадратных метров.



А теперь переметнемся на левый берег и пройдемся по улицам моего детства.
Это проспект Агмашенебели, но в мое время он звался Плехановым.
В XVIII веке в окрестностях нынешнего проспекта Агмашенебели был Кукийский лес, в конце столетия территорию начали осваивать и превращать в поселок сельского типа.
С 1817 года в северной части Кукия заселились немецкие колонисты. Именно они внесли большой вклад в формирование "новой Кукии" и заложили основу для начала строительства района.
Спустя годы, когда Тбилиси управлял наместник царя на Кавказе Михаил Воронцов (1844-1854), село Кукиа стало частью Тбилиси. Именно с этого периода началось строительство улицы, которую впоследствии, как и весь район, назвали именем сына Николая I Романова – улицей Михаила, а в дальнейшем Михайловским проспектом.
Моя школа.

Очередное национализированное здание

Виды проспекта.


И расскажу напоследок еще одну романтическую историю здания
Дворец одной ночи

На небольшой улочке Каргаретели, расположенной в окрестностях проспекта Давида Агмашенебели, стоит «Дворец одной ночи». Это чудесное здание было построено более ста лет назад по приказу Принца Константина Петровича Ольденбургский (1850-1906), правнука императора Павла.Княгиню Аграфину Дадиани, супругу Тариела Дадиани – известного кутилы и картежника, он увидел впервые в известном Тифлисском салоне Варвары (Бабале) Бараташвили. Она представляла царицу Тамару в «живой картине» художника Михая Зичи, тоже пербывающего тогда в Грузии. Его высочество совершенно потерял голову. Недолго думая, сиятельный гость предложил Дадиани баснословную сумму за право провести ночь с его прелестной женой. И, представьте, тот согласился! Одни говорили, что принц помог ему расплатиться с долгами, другие – что он проиграл жену в карты. Говорят, Аграфена выставила Его высочеству свои условия: о чем вы там договорились с мужем – меня не касается! Хотите, чтоб я стала вашей? Так подарите мне дворец – достойную обитель для ночи любви. Княгиня тянула время, надеясь отвязаться от поклонника. Но принц колебался недолго, и вскоре заказал проект дворца известному архитектору Паулю Штерну. По распоряжению принца, вокруг дворца разбили обширный парк. Тут же разместилась конюшня и хозяйственные помещения. На сооружение всего комплекса понадобилось немалое время – больше года. Принято считать, что гордая красавица выдержала характер и не уступила домоганиям принца, который, в результате, сумел разглядеть и оценить не только красоту, но и духовные достойнства Аграфины. К концу строительства принц уже был влюблен окончательно, бесповоротно и взаимно. Когда дворец был закончен, долгожданная ночь стала не удовлетворением каприза богача, а венцом глубокой любви.
Не желая видеть любимую женщину в двусмысленном положении, Его высочество решил на ней жениться. Адвокаты быстренько организовали бракоразводный процесс и в октябре 1882 года Аграфена вышла замуж за принца Ольденбургского. У супругов родились шесть детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и Нина. Судьба каждого из них достойна отдельного повествования.
И совсем напоследок "Тбилисский гербарий" - так назвал серию своих фантастических фотоколлажей Нодар Сумбадзе, преподаватель графического дизайна Тбилисской художественной академии.Окна, двери, балкончики, лесенки, ворота старого Тифлиса и "итальянские" дворики.








